вторник, 13 сентября 2016 г.

Символы в повседневной жизни: где они и зачем нужны?

Приветствую всех, кто заглянул на мою страницу.

В современной жизни, с её бешеным темпом, новыми технологиями, скептицизмом и атеизмом трудно представить себе человека, серьёзно задумывающегося о символизме окружающего его мира, глубинном смысле тех или иных вещей, высшем порядке бытия. По правде сказать, и я не склонна верить в то, что Единый Высший Разум задумал нашу жизнь именно такой, какая она есть, и разбросал подсказки по всей планете. То, о чём пишу я - творение простых смертных, излюбленным занятием которых является наделение смыслом каждого попавшегося булыжника.

Из чего состоит наша обычная жизнь? Семья, друзья, учёба, работа, Интернет, ЗАГС, больницы, кладбище... Мы привыкли жить в мире абстрактного мышления, и часто путаем символический носитель с его смысловым посланием. 

Поскольку мы с вами сейчас находимся в мировом сетевом пространстве Интернет, первое, что приходит в голову - социальная сеть. Чем мы делимся в них даже с незнакомыми людьми? Правильно, фотографиями. Многим из вас знаком такой феномен, как боязнь фотографироваться. Дело в том, что фотоаппарат является неким продолжением зеркала: точно так же копирует изображение, напротив которого находится, и передаёт его тем, кто сфотографирован. Но если зеркало можно завесить тканью или вынести из комнаты, то фотоаппарат надёжно сохраняет ваше изображение, отбирает его, то есть отбирает часть тех, кто попал в кадр. Зеркалу приписывают такие же свойства, поэтому издревле нельзя спать напротив зеркала, нельзя смотреться в разбитое зеркало, в доме покойника зеркала завешивают: всё для того, чтобы душу нельзя было отнять. Фотоаппарат наделён способностью отбирать душу (или жизненную энергию), полученную "по наследству" от зеркала и, таким образом, является современным аналогом символа переселения душ, существования потусторонних миров. 

В ЗАГСе молодожёны обмениваются кольцами в знак любви и верности, однако это ещё и послание всем остальным: смотрите, я окольцован, я принадлежу кому-то, и есть кто-то, кто принадлежит мне (я не одинок). Чаще всего, как ни странно, обручальное кольцо по сути своей простое, золотое или серебряное, но без камней, гравировки. Традиционно это лишь тонкий обруч для пальца. Именно этим такое кольцо и отличается от всех других, именно этим и привлекает внимание: пока остальные украшения на руках говорят о статусе, настроении или обстановке, в которой находится их хозяин, обручальные заявляют совсем о другом. Их нельзя спутать, они понятны всем.


Процесс выбора имени детям также не лишён символизма. Имя - сакральное слово, оно определяет человека, наделяет его смыслом, является его частью, оно важно так же, как и душа. Человеческая страсть к наименованию всего, что его окружает, выражена в пике своём как раз в имени человека. Неудивительно, сколько вокруг этого появилось традиций, суеверий и страхов, к примеру: нельзя называть ребёнка именем живущего близкого родственника (поскольку имя будет работать на двоих, а значит, его благотворное влияние уменьшится вдвое), нельзя называть посторонним своё имя (отсюда пошло таинство нарекания и псевдонимы), большое количество толкований имён, в соответствии с которыми на родителя, выбирающего имя ребёнку, ложится ответственность за его дальнейшую жизнь.


Не менее интересен такой привычный для нас атрибут высшего образования, как академическая шапочка, или бонет. Историческое происхождение этого головного убора приводит нас с католическому духовенству. далее в XIV-XV вв. к функции  отличительного признака учёных, людей искусства, студентов, а в конце XV века - признака итальянской знати. С точки зрения символизма нас в первую очередь интересует её квадратная форма. Квадрат связан с числом 4, олицетворяет порядок, истину, честь, разум.  В противовес кругу, являющему собой Небо, квадрат представляет Землю (земные науки, приземлённость, практичность). Квадрат является моделью для многих культовых сооружений (храмов, пирамид, святилищ), знаковой фигурой в архитектуре (наследие свободных каменщиков, времён сплетения науки и религии).
Кисточка в наши дни является цветовым индикатором сферы, в которой получены знания (медицина, экономика, искусство), а в некоторых странах важно её расположение (к примеру, в США выпускники в момент получения дипломов перекладывают кисточку с одной стороны на другую).

С медициной связан целый ряд  хорошо узнаваемых символов, среди которых мы видим крест, змею, чашу, посох.
Крест - классический символ вечной жизни, здоровья, силы; это схематическое изображение человеческой фигуры. 
Змея - существо космическое (уроборос), таинственное, как и знания медиков (а раньше - шаманов), доступные далеко не всем. Сложно сегодня определить наверняка, каким образом змея связана с медициной: то ли подсознательный страх человека перед пресмыкающимися схож со страхом перед болезнями и смертью, то ли змея - как символ знания и мудрости.
Чаша олицетворяет сосуд, из которого медик черпает познания о природе вещей. Она является отождествлением ёмкости, в которой целитель смешивает лекарства, или олицетворением благополучия (полная чаша).
Посох, который, кстати, принадлежит Асклепию - древнегреческому богу врачевания, служил своему хозяину опорой и защитой. Этим посохом бог убил встретившуюся ему змею (метафора для избавления от болезней).

С появлением автомобилей и, затем, автокатастроф возникла необходимость урегулирования взаимоотношений водителей и пешеходов, а также между водителями. Длинные и заумные тексты правил дорожного движения логично заменили символами - дорожными знаками. Мы сталкиваемся с ними и читаем их каждый день, при взгляде на них у нас не возникает мысли вроде: "Ой, как хорошенький красненький кружок!", скорее, мы определяем, разрешено или запрещено здесь движение, парковка и т.д. 
Нетрудно заметить изобилие красного цвета запрещающих и предупреждающих знаков - цвет опасности, привлекающий наше внимание. Синий цвет составляет ему контраст, что создаёт в голове необходимую схему общего разделения на типовые знаки. 
Геометрическая форма тоже важна: предупреждающие знаки - это обладатели острых углов (меньше 90 градусов), в основном, треугольники. Подсознательно остроту мы воспринимаем примерно так же, как и красный цвет. Аналогичная ситуация со знаками приоритета. Наиболее ярким из них является знак "СТОП", находящийся в восьмиугольнике, внушительной фигуре, которой нет равных среди других знаков.
Запрещающие и предписывающие знаки круглые: круг является универсальным символом, понятным и простым для всех. Его легко запомнить и, главное, легко отличить от прочих фигур.
Остальные знаки имеют форму прямоугольников с закругленными углами: сложная фигура, означающая более распространённую информацию, содержащуюся в них. 

Если же вам не повезло правильно истолковать дорожный знак, или вы столкнулись с таким неучем на дороге, то, скорее всего, вы умерли, и вокруг вас развернулась обширная деятельность: похороны. Надо ли говорить, что весь обряд от начала и до конца - это просто кладезь символов, религиозных обрядов, традиций и многих суеверий. Одним из них является надгробие. Как бы мало ни был религиозен человек, как бы ни экономили на его погребении, чаще всего именно этот атрибут неизменно присутствует на его могиле. Почему так?
Мы с трудом можем отказаться от такой плиты, даже простенькой, без фото, только лишь с именем и годами жизни, потому что это единственное, что остаётся от умершего человека на земле. Да, у него могут быть дети, наследие, но плита - то самое физическое воплощение, каким раньше было его тело. Именно на кладбище приходят мысленно пообщаться с ушедшим, и именно на эту самую плиту смотрят близкие усопшего. Это может быть плита, или крест, или обелиск, или стела - смысл один. Это увековечение в памяти, это последнее право человека, это его бессмертие на земле.

Символы сопровождают нас всю нашу жизнь, являются её неотъемлемой частью, и мы так привыкли к ним, что порой и не понимаем, что пользуемся ими. Зачем они нам в нашей повседневной рутине? Как мне кажется, ответ уже сложился из тех примеров, что здесь были приведены. Символ заключает в себе глубокое и ёмкое понятие, смысл, который ясен без лишних и пустых слов, по сути, это ещё один, очень древний, язык. Мы подсознательно его понимаем, он вызывает в нас сильный отклик, формирует впечатление, ассоциации, эмоции ещё со времён пещерного искусства рисования.

С помощью символов мы создаём правила, регулируем нашу жизнь и делаем это бессознательно - просто пользуемся набором инструментов, пришедших к нам с древнейших времён. Тем интереснее, что, несмотря на незначительность этого вопроса в нашем обществе, символическое значение остаётся неизменным.

Каждый день мы видим и интерпретируем множество знаков, образов, и делаем это с огромной скоростью, практически обходя сознание. Но знание их истории, происхождения, причины существования так же ценно, как знание истории собственного народа, страны; ведь, помимо прочего, символ - носитель культуры человечества, совокупность взглядов на мироустройство, попытка объяснить смысл жизни.

Ваша
RoseMarine

1 комментарий:

  1. Мне, как человеку, что-то слышавшему о семиотике, было интересно почитать.

    ОтветитьУдалить