вторник, 5 июля 2016 г.

Есть, что сказать

Приветствую всех, кто заглянул на мою страницу.

Обычно я пишу по какой-то теме, но сейчас время поджимает, и надо выдавить из себя хоть что-то. И такая причина влечёт за собой странное, непонятное "мне есть, что сказать".

Зачем предварять свои слова этой фразой? Ведь и так ясно, если человек что-то говорит, значит, у него было, что сказать. Подозреваю, это от подспудного желания придать вес своим словам, обратить внимание. Но не говорить же: "Внимание!". 

О третьих людях так тоже говорят: "им было, что сказать". Я ощущаю такую оценку как снисходительно-презрительную, остаётся лёгкое ощущение, акцентируют внимание на важности сказанного только для сказавшего, а вовсе не для слушателей. Согласитесь, ведь так в основном выражаются СМИ о гражданах, заявляющих о своих правах. Сразу привкус ничтожности, правда?

Иногда людей спрашивают: "вам есть, что сказать по этому поводу?". Лично у меня был такой опыт, что задавали этот вопрос с подтекстом: "ну скажи хоть что-нибудь, пустоголовая". Задают такой вопрос, понимая, что ничего умного или значимого не будет произнесено. Особенно же я люблю такой вопрос, когда он задаётся с удивлением: "неужели тебе есть, что сказать?". Перевожу: "молчала бы лучше!". 

А вообще, по-моему, это такая болезнь - искать скрытый негативный смысл в человеческих словах и выражениях. Люди часто восклицают что-то по привычке, вовсе не вкладывая двойной-тройной тайный оскорбительный смысл в свою речь. Прости, Дюма, твой век давно прошёл. 
А ещё дико бесит, когда человек, выслушав тебя, говорит что-то вроде: "вот ты это сказал, ты имел в виду то и то, а знаешь, как это обидно!". Да пошёл бы он, я имел в виду то, что имел, и если ты не понял, лучше спроси, а не ставь перед фактом.

Будьте проще, друзья мои.

Ваша
RoseMarine

2 комментария:

  1. Вопрос насущный, но принципиально не соглашусь.

    Меня, например, раздражает пресловутая фраза: "Будь проще!". Я в ней читаю подтекст: "я и моё окружение - дегенераты, но нас больше, поэтому тупей обратно".

    Потому что это всё - коннотации, частично - общие для всех (как, например, части поговорок: если кто-то начнёт фразу "Я понимаю, что ты хотел, как лучше...", то "но получилось, как всегда" ты подставишь автоматически.

    Есть и индивидуальные коннотации, вроде той, что появляется у человека, которого в детстве изнасиловал носорог, и, когда кто-то упоминает "рог изобилия", то у него перед глазами - снова та самая милая сцена.

    От этого никуда не деться, потому что иной выход - это полное упрощение языка, вплоть до отмены омонимов и многозначных слов.

    Не надо быть проще, надо не поддаваться на уничижительные коннотации в "вам есть, что сказать по этому поводу?", а, так же без стеснений озвучивать свою позицию.

    Ведь кроме многозначности, недоброжелатели могут ещё и вздыхать, и закатывать глаза. А вот если человек впрямую отказывается слушать, перебивает и вызывающе мешает говорить, то тогда точно диалог нет смысла продолжать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень здравое замечание, но я писала с позиции того, в чьих словах ищут пресловутый скрытый смысл, порой договаривая за меня предложения в полной уверенности, что именно это и собиралась сказать. С другой стороны, дослушав, воспринимают превратно, причём объясняя это "опытом": не раз такое уже слышала, и всё туда же.

      Здесь я пишу о том, что человек не может подбирать свои слова настолько тщательно, чтобы совпадать в их понимании с каждым отдельным собеседником, максимум возможно лишь сообразоваться с обстановкой, обстоятельствами, уровнем знакомства и близостью с визави. Порой такое непонимание встречается и у родственников.

      Жизненный опыт у всех разный (очень понравился пример с носорогом), но, на мой взгляд, не стоит воспринимать всякое упоминание рога изобилия как изощрённую шутку. Как-то так.

      Удалить